Принципы отбора одаренных студентов
Поиск одаренных студентов осуществляется с первых дней обучения и в процессе проведения профориентационной работы.Студенты, достигшие высоких оценок по всем предметам и имеющие желание учиться по специальной программе, проходят специальное (по специальностям) тестирование.Успешно сдал специальные испытания и по собственному желанию приступил к выполнению научных работ, владеет иностранным языком, информационными технологиями, студенты, имеющие склонность изучать фундаментальные и специальные предметы по углубленной программе, признаются «одаренными студентами».Одаренные студенты должны отвечать следующим требованиям: иметь высокий уровень владения предметами;владеть одним (несколькими)иностранными языками;иметь высокий уровень компьютерной грамотности;самостоятельно мыслить, выражать новые мысли и суждения, на практике; должны быть сформированы особенности, направленные на самостоятельное получение знаний в своей области и оперативное освоение инноваций в области науки.Одаренный студент должен выполнять свою специальную учебную и творческую работу в полном объеме и в установленные сроки, быть примером для других учащихся в учебе, выполнении творческой работы.
Организация самостоятельной образовательной деятельности одаренных учащихся
Студентам, признанным "одаренными студентами", организуются углубленные целевые занятия по рекомендации ученого совета факультета на основании приказа ректора института.На основании результатов специальных испытаний по изучаемым предметным областям и решений Ученого совета факультета формируются группы одаренных студентов и организуются углубленные целевые самостоятельные занятия. Углубленные самостоятельные занятия проводятся по учебной программе. Учебная программа углубленного целевого самостоятельного обучения составляется в начале каждого учебного года (до 20 сентября) и вносится на утверждение ректора института с учетом способностей одаренных студентов в сотрудничестве с учебной частью, деканами и кафедрами путем внесения дополнений в общую (базовую) учебную программу.Углубление самостоятельного обучения по выбранным предметам (предоставление углубленных знаний) может происходить за счет расширения учебных программ по этим предметам с учетом способностей учащихся. Организация обучения одаренных учащихся должна быть направлена на развитие у них навыков самостоятельного обучения. Научный руководитель (наставник) составляет специальную программу и тематический план совместно с одаренными учениками и учителями-предметниками, которые должны быть изучены с углублением.Учебные занятия с одаренными учащимися проводятся в форме круглых столов, обсуждения поставленных личных заданий, семинаров и других форм, направленных на заинтересованность обучающихся.От информационно-ресурсного центра института для одаренных студентов, международные данные создают все условия для использования некоторых из них. Одаренным студентам назначается научный руководитель по рекомендации факультетов и кафедр. Наставник составляет план результатов, которые, как ожидается, будут достигнуты в конце учебного года, который он проводит совместно со своим учеником, и этот план утверждается на Ученом совете факультета.Ученый совет факультета утверждает 1-летний план работы каждого одаренного студента. Ученый совет факультета не реже одного раза в течение учебного года обсуждает отчеты научного руководителя или, при необходимости, одаренного студента о выполнении учебно-творческих планов. В случае признания неудовлетворительными результатов работы наставника в сотрудничестве со студентом, им даются необходимые рекомендации или декан факультета дает рекомендацию проректору по научной работе и инновациям об исключении студента из рядов одаренных студентов.Кафедра контролирует ход учебной и творческой работы одаренных студентов по плану, создание условий для обучения студентов на кафедрах.
Кафедра и наставник студента совместно устанавливают сроки сдачи студенту контрольной работы, курсовой и другой учебной работы.Совместно с одаренным студентом, обучающимся по специальной программе, и с учетом его творческого плана определяются методы сдачи текущего, промежуточного и итогового контроля по предметам, выполнения учебной программы, обеспечиваются необходимой литературой, методическими пособиями, техническими средствами для освоения студентом предметов, им назначается преподаватель-консультант по предметам, и контроль за заданиями принимается в установленные сроки. Обучение по углубленным дисциплинам определяется по специальному графику в соответствии со статусом выполнения индивидуальных заданий, поставленных в сотрудничестве с научным руководителем или консультантом. В соответствии с углубленной учебной программой студенты с высокими оценками и преподаватели, которые добились высоких результатов, эффективно работая, будут поощряться в соответствии с установленными правилами.
Подбор профессоров для работы с одаренными студентами
К обучению одаренных студентов привлекаются преподаватели, имеющие ученую степень и достаточные знания по программе целевой подготовки студентов.Талантливым студентам, имеющим опыт творческой и методической работы в качестве научного руководителя, назначаются профессора и доценты, имеющие высокий рейтинг по учебно-методической и научной деятельности.Основными задачами научных руководителей одаренных студентов определяются:составление целевой программы подготовки одаренных студентов и руководство ее реализацией;изучение передового опыта зарубежных стран по работе с одаренными студентами и применение их в своей деятельности;Новые педагогические технологии, широкое применение в учебном процессе компьютерной и видео-аудиотехники;внесение предложений по материальному и моральному стимулированию одаренных учащихся, успешно выполняющих целевую программу.
Задачи одаренных студентов
быть высоконравственным, цивилизованным и жаждущим науки, постоянно стремиться к новизне, постоянно наращивать свой интеллектуальный потенциал, иметь доступ к интернету, быть в курсе научной литературы, научно-исследовательской работы, проводимой в институте, республике, за рубежом;в совершенстве владеть английским, русским и другими иностранными языками; владеть материалом для научно-исследовательской работы с научным руководителем; отчитываться перед отделом о результатах научно-исследовательской работы.
Поощрение одаренных студентов и их наставников
Талантливых студентов, углубленно изучающих дисциплины, активно участвующих в научно-исследовательской работе, руководство института может рекомендовать для участия в престижных республиканских и международных конкурсах;для участия в конкурсах стипендий Президента Республики Узбекистан и именных государственных стипендий; продолжать обучение одаренных студентов магистратуры в качестве научно-исследовательских преподавателей на кафедрах или в базовой докторантуре;продолжать обучение одаренных студентов бакалавриата в магистратуре;материальное и моральное поощрение в иных формах, предусмотренных законодательством;профессорско-преподавательский состав, достигший высоких результатов в подготовке одаренных студентов, руководить институтом, может быть рекомендовано: материальное и моральное поощрение; участие в республиканском конкурсе“Лучший педагог года”; повышение квалификации в образовательных учреждениях и научных учреждениях зарубежных стран, прохождение стажировки и направление на обмен опытом;установление надбавок;материальное и моральное стимулирование в ином виде, предусмотренном законодательством.Расходы на целевую программу подготовки одаренных студентов осуществляются за счет внебюджетных средств института.Дополнительные виды поощрений и поощрений одаренных студентов и их наставников могут быть расширены в зависимости от возможностей института.Заказчик предприятия, организации и учреждения может назначить стипендию одаренным студентам.
Заключительные положения положения пересматриваются при внесении дополнений и изменений в действующие законодательные акты.